Для знаек

Синтаксический разбор простого предложения.

1. По цели высказывания ( Повествовательное, побудительное, вопросительное)
2. По интонации (Восклицательное, невосклицательное)
3. По наличию грамматических основ ( Простое,односоставное или двусоставное)
4. По наличию второстепенных членов( Распространенное или нераспространенное)
5. Чем осложнено (Осложнено обращением, однородными членами, вводными словами)


Синтаксический разбор сложного предложения.

1. По цели высказывания  (Повествовательное, побудительное, вопросительное)
2.По интонации (Восклицательное, невосклицательное)
3. По наличию грамматических основ ( Сложное)
4. По наличию союзов (Союзное или бессоюзное)
5. Если союзное, то сложносочиненное или сложноподчиненное
6 Состоит из двух простых предложений.

Занятия с репетитором по русскому языку.1 5 русский язык задание 4 класс 3 класс 2 класс Русский язык на отлично! Занятия по русскому языку для 2- 4 класса. Некоторые упражнения из книги Людмилы Анатольевны Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором», которая была отмечена дипломом II степени Второй Российской Международной книжной ярмарки по номинации «Учебная литература» …

Занятие 1

С большой буквы пишутся фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия: Александр Сергеевич Пушкин, город Братск, озеро Байкал, собака Бобик.
1. Вставьте большую букву:
  • в названиях рек: Волга, …бь, …нисей, …ка, …непр, …нгара. …он, …мур;
  • в названия городов: …сква, …десса, …иев, …рославль, …овороссийск, ерчь, …ула, …моленск;
  • в женские имена: …атьяна, …льга, …арина, …юдмила, …ария, …алентина, …катерина, …лизавета;
  • в мужские имена: …ван, …узьма, …лександр, …лексей, …еогий, …ладимир, …иколай, …ячеслав;
  • в имена знаменитых русских воинов: …митрий …онской, …ихаил …утузов, …лександр …евский, …лександр …уворов, …авел …ахимов, …еогий …уков.
2. Запомните, как пишутся слова.

Родина, Россия, Красная площадь, Москва, русский.

3. Вставьте вместо точек соответствующие буквы.
(Т-П) Топил, попил, …олк, …олк, …ачка, …ачка, …ир, …ир, …ара, …ара, …очка, …очка, …орт, …орт.
(Т-Д) Ведро, ветер, …уча, по…ул, …рак…ор, по…ушка, с…ук, …уман, боро…а, …у…очка, про…ук…ы.
(Ш-Ж) Саша, сажа, …аба, …уба, но…ик, су…ить, ме…ок, лу…ок, ло…адь, дер…ать, во…ак, слу…ать, жуж…ать.
4. Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно.
Зоопарк
В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался бальшим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья.

Занятие 2

Мягкий знак обозначает мягкость согласной: конь, сельдь, мальчик.
При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним буквы: учитель-ница, школь-ник.
1. Допишите в словах необходимый знак.
  • Кон-конь
  • стан-стан…
  • стал-стал…
  • галка-гал…ка
  • банка-бан…ка
  • ест-ест…
  • дал-дал…
  • пар-пар…
  • был-был…
2 Разделите вертикальной чертой слова для переноса.
Тюль/пан, асфальт, крыльцо, льют, письмо, горько, борьба, возьму, стальной, окуньки, раньше, меньше, большое, пальто, школьники.
3. Запомните, как пишутся слова. Если у вас хорошее настроение, эти слова можно пропеть, выделяя голосом орфограммы, тогда получится «словарная опера»

Малина, машина, картина, квартира, завод, народ, работа, рабочий, магазин, карандаш, рассказ, рассвет, завтра, завтрак, трамвай, пассажир.

4. Догадайся, в каких словах нужно дописать мягкий знак.
  • Над вареньем летало много ос. — У телеги сломана ось.
  • Миша грушу ел… . — В лесу растёт ел… .
  • Пора красит… крышу. — Маляр красит… крышу.
  • У юры ест… репа. — Юра ест… репу.
  • Лодка села на мел… . — Вот доска и мел… .
5. Вставьте пропущенные буквы.
…одина, …оссия, …расная площадь, …осква, …ру…кий.
6. Вставьте пропущенные большие и маленькие буквы.
Москва — столица нашей Родины. Озеро …айкал — самое большое пресное озеро в мире. Летом мы плавали на теплоходе по реке …олге. Маленькой …нечке купили пряничек, а маленькому …имочке купили ботиночки. Щенок …арик играет деревянным …ариком. Котёнок …ушок похож на …ушок.
7. Найдите 3 ошибки.
Утро
Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревев. Проснулись малиновки. Перья на их грутках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли расы. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.

Занятие 3

В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ мягкий знак не пишетсяптичка, ночной, кончик.
1. Догадайтесь, где нужно вставить сочетание чк, чн, нч, а где — мягкий знак.
  • Бабочка, гре…а, косто…а, ленто…а, вну…а, ласто…а;
  • бре…ать, ня…ить, пте…ик, ко…ик, телефо…ик, по…ик;
  • ве…ый, гае…ый, ре…ой, ру…ой, то…ый, но…ой
  • мал…чик,  пал..чик, пис…мо, прос…ба, бор…ба, воз…му.
2. Запомните, как пишутся слова.

Капуста, картофель, ракета, пальто, комната, сапоги, растение, расстояние, ребята, медведь, светить, вместе, север, лагерь, деревня, берёза. 

3. Вставьте пропущенные буквы:
М…лина, м…шина, к…ртина, кв…ртира, з…вод, н…род, р…бота, р…бочий, м…г…зин, к…р…ндаш, р……каз, р……вет, за…тр…, за…тр…к, тр……вай, п……жир.
4. Догадайтесь, в каких словах нужно писать мягкий знак.
  • Это мой брат. — Крапиву лучше не брать. 
  • Дед стал… стар. — На заводе выплавляют стал… .
  • Юра нёс угол… . — Шкаф поставили в угол… .
  • Стреляй в цел… . — Зайчик остался цел… .
  • Остуди свой пыл… . — Сотри со шкафа пыл… .
Ударной гласной в слове называется буква, которая при произношении выделяется голосом. Все другие гласные в слове называются безударными. Правильно ставить ударение очень важно, так как с изменением ударения может измениться смысл слова: Окуни — окунИ; я плАчу — я плачУ.
5. Прочитайте слова, меняя ударение с первой на вторую гласную. Посмотрите, как меняется смысл слова.
СтрЕки- стрелкИ, гвоздики — гвоздики, кружки-кружки, замок-замок, село-село, стоит-стоит.
6. Найдите 3 ошибки в тексте.
Пошли друзя на речьку. Захотели они построить кораблик. Сорвал цыплёнок листочек. Муравей поднял соломинку. Жучок достал верёвочку. Мышонок нашёл скорлупку ореха. И закипела робота. В скорлупку соломинку воткнули. Мышонок листок верёвкой завязал. Славный получился кораблик!

Занятие 4

ЖИ, ШИ пиши с буквой Иживу, пушистый.
ЧУ-ЩУ пиши с букой Упрячу, ищу.
ЧА-ЩА пиши с буквой Ачашка, щавель.
1. Вставьте пропущенные буквы:
  • Ш…повник, ш…шки, я свищ…, чиж…к, выруч…й, тотч…с. горяч…я, свеж…й, ч…шка, щ…вель, могуч…я, тиш…на, дремуч….я, саранч…, уж…н, щ…ка, скрипуч…я, я навещ…., ч….ткий, кувш….н.
2. Запомните, как пишутся слова.

Пенал, петух, песок, метро, герой, четверг, тетрадь, дежурный, шёл, пшеница, земляника, весело, месяц, заяц, ученик, учитель.

3. Запомните, как произносятся слова.

Алфави`т, щаве`ль, шофёр, воро`та, кра`ны, к лю`дям, звони`т, портфе`ль, гу`сеница, свёкла, да`ли — дала`, взя`ли — взяла`, по`нял-поняла`.

4. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
К…пуста, к…ртоф…ль, р…кета, п…льто, комн…та, с…п…ги, р…стение, р…..т…яние, р…бята, м…дведь, св….тить, вмест…, сев…р, лаг….рь, д….ревня, б…рёза.
5. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.
Нян..чить, брен…чать, греч…ка, пис…мо, гор…кий, прос…ба, оч…ки, внуч…ка, печ…ка, мал…чик, пал…чик, ден…ги, птен…чик, тросточ…ка, шапоч…ка, ден…ки, мален…кий, белен….кий, звёздоч….ка, точ….ка, клеточ….ка, июн…ский, школ…ник, пал…ьто.
6. Найдите 5 ошибок.
Последний снег сходит с полей. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд реки. Весной ожывает земля. На деревях набухли клейкие почьки. Появились первые цветы. Ходят по полям и дорожкам грачи. Весило чирикают шустрые вороби. Птицы рады солнцу.

Занятие 5

 Безударные гласные в слове надо писать такие же, какие пишутся под ударением: двор — дворы, сад — сады, ядра — ядро.
1. Вставьте безударные гласные.
  • Берег — б…рега
  • хлеб — хл..ба
  • дерево — д…ревья
  • зверь — зв…рюшка
  • ночь — н…чной
  • боль — б…льной
  • молодость — м…лодой
  • больше — б…льшой
  • лёд — л…дяной
2. Запомните словарные слова, выделяя голосом «ошибко — опасные места»

Осина, солома, топор, посуда, солдат. потом, улица, пятница, лестница, горячий, мороз, лисица

3. Вставьте вместо точек ЖИ или ШИ
Иван шил шилом. Мы ……ли у реки. Ту….. огонь. Вот ер…., вари уху. Коля ле…ит. Змея ……пит. Роза ду……стая. Чи……к — птица. У розы ……пы. Пора у……нать. Это ма……на. Е…… зимой спят. Пи……, не спе…… . Много о……бок. У…… ……вут у воды. Кув……ин — посуда. Лу…… высохли.
4. Догадайся, какие гласные нужно вставить после шипящих.
Тишина, верш…на, ж…ть, маш…на, карандаш…, ч…ткий, (они) пряч…тся, (они) шепч…тся, я чищ…, я леч…., ч…шка, горяч…я, дремуч…я, могуч…я, ч…с.
5. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
П…нал, п…тух, п…сок, м…тор, г…рой, ч…тверг, т…традь, д…журный, ш…л. пш…ница, з…мл…ника, вес…л…, мес…ц, за…ц, уч…ник, учит…ль.
6. Найдите 4 ошибки
Роща
Мы жыли у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландышы. Мы ходили гулять в рощу. Наш пёс рыжик любил пугать птиц. Мальчики и девочьки играли в прятки. 

Это нужно знать!

Разбор слова №1 Фонетический (звуко-буквенный анализ)

                                 ЗВУКИ
  ГЛАСНЫЙ              СОГЛАСНЫЙ
ударный-безударный            звонкий-глухой
                                                твердый-мягкий



ВНИМАНИЕ!
Гласных звуков в русском языке шесть: А, О, У, Ы, И, Э! 

Предложение - это законченная мысль. Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны по смыслу.

Однокоренными словами называются родственные слова, у которых один корень и они связаны между собой по смыслу.

Словарные слова - это слова, которые нельзя проверить, их надо запоминать!

Текст-это группа предложений, связанных по смыслу. Признаки текста: заголовок, начало, середина, конец.



Разбор слова № 2 Морфемный (разбор слова по составу)

1. Определить часть речи. (Существительное, прилагательное, глагол);
2. Выделить окончание. (Окончание это изменяемая част слова, которая служит для связи слов в предложении);
3. Показать основу слова. (Основа - это часть слова без окончания, в основу входит корень, суффикс, приставка);
4. Выделить корень. (Корень - это главная часть слова, в корне заключен смысл однокоренных слов, чтобы найти корень. нужно подобрать как можно больше однокоренных слов);
5. Выделить приставку(часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования однокоренных слов) и суффикс (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов).

Разбор слова № 3 Морфологический (разбор слова как части речи)


Разбор слова № 4 Синтаксический (разбор предложения)
1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;
2. По интонации: восклицательное, невосклицательное;
3. Грамматическая основа: подлежащее (главный член предложения, обозначает то, о чем или о ком говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?, выражено чаще всего существительным и местоимением, подчеркивается одной чертой) и сказуемое (главный член предложения, поясняет, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами); 
Грамматическая основа - не является словосочетанием!
4. Остальные слова в предложении - второстепенные члены предложения.



Правила языка!
1. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, в котором этот бузударный гласный слышится под ударением. ЛИСТВА - ЛИСТ, ТРАВА - ТРАВЫ, ПОДБЕЖАТЬ - БЕГ.
2. Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этого согласного стоит гласный: а) подобрать однокоренное слово ШАРФ - ШАРФИК б) изменить на форму множественного числа ДРОЗД - ДРОЗДЫ в) добавить слово "нет" ДРУГ - НЕТ ДРУГА.
3. Разделительный Ь знак пишется в корне слова после согласного перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И - ЛИСТЬЯ, ГРОЗДЬЯ, ЛИСЬИ.
4. Разделительный Ъ знак пишется в слове после приставки на согласную перед гласными Е, Ё, Ю,Я - ОБЪЯСНИЛ, ПОДЪЕХАЛ, СЪЁЖИЛСЯ.








Синтаксический разбор предложения
По цели высказывания:
  1. повествовательные
  2. вопросительные
  3. побудительные
По интонации :
  1.  восклицательные
  2. невосклицательные
По наличию второстепенных членов:
  1. распространённые
  2. нераспространённые
Грамматическая основа (главные члены предложения)
Подлежащее                                             Сказуемое

Как найти в предложении грамматическую основу?
1.  Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении.
2.  Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО?
3.  Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.
4.  Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?


Разгадай пословицы
Назовите русские народные сказки

Отгадайте имя сказочного персонажа
Разгадываем анаграммы
 игра в слова называется анаграммами ( загадка, в которой при перестановке слогов и букв (например:  "актер - терка", "зола - лоза", "соль - лось"), а также при чтении справа налево (например: "колесо - оселок", "кот - ток", "Милан - налим") слово приобретает новое значение. 

1. Под тенью у меня
Вы летом отдыхаете.
Но коль согласные
Местами поменяете,
Превращусь в один момент
Я в столярный инструмент.

5. Меня разыскивают все,
Когда дефект есть в колесе.
Шоферу каждому в дороге
Могу я пользу принести.
Но поменяй местами слоги -
И буду я в лесу расти.
2. Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы.
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы...
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я бы полетела с треском
В ночной небесной тишине!

6. Эта птица в небе вьется.
А буквы поменяй местами,
Полный зёрен к земле гнется.
3. В заплатах шея и бока,
На всех глядит он свысока.
Но разгадать загадку захотев,
На "П" смените букву "Ф".
Теперь наоборот прочтите
И во Франции город найдите.

7. Я прежде обувью служил,
Крестьянин мною дорожил.
Но если буквы переставишь,
Меня одеждой быть заставишь.

4. Я застываю на сосне,
Бываю и на ели.
Смените буквы так во мне.
Чтоб вы меня с картошкой съели.
9. Кто по воде так быстро мчится?
Найди название ему.
Прочти иначе - превратится
Он в детский лагерь, что в Крыму.